Сегодня на радио «Спутник» в прямом эфире вели разговор о снижении количества заключённых в России. Во время интервью я высказал своё мнение по данной теме. На сегодняшний день основным фактором снижения количества заключённых в российских СИЗО является то, что многим обвиняемым изменяют меру пресечения на домашний арест, направляют граждан в исправительно – трудовые центры, а также присуждают условные сроки. Верховные суды изменили концепцию и строгую меру пресечения выносят только тем обвиняемым, которые действительно опасны обществу: люди, совершившие тяжкие преступления, или неоднократно попавшие в поле зрения правосудия.
Суды стали несколько иначе относиться к преступлениям экономическим, без отягчающих обстоятельств. Гражданам, впервые обвиняемым в совершении такого рода преступления, выносится зачастую альтернативная мера пресечения – домашний арест. И это положительный тренд. Ведь, например, если сажают в СИЗО до выяснения всех обстоятельств дела предпринимателя, то у последнего имеется огромный риск нарушения партнерских договоров, разрыва экономических связей, вплоть до потери бизнеса. А это я считаю несправедливо. Также, существует ряд уголовных преступлений, которые предполагают альтернативный способ отбывания наказания. Зачем отправлять за решетку граждан, впервые нарушивших закон и не представляющих опасность обществу? За мелкую кражу, например! Пусть человек отработает, тем самым принесёт пользу обществу, доход в казну государства, покроет расходы за совершённое преступление. Тем более, если нарушитель осознал свою вину и раскаялся. Я считаю, если не дать такому впервые оступившемуся исправиться и заключить его в СИЗО, а потом в колонию, — это может послужить толчком для вливания в криминальную субкультуру, и в последующем мы получаем рецидивиста.
Следующий вопрос: «Как повлияла судебная система и работа правоохранительных органов на снижение количества преступлений?»
Я думаю, что по ряду объективных причин судебная система и правоохранительные органы пока не справляются с поставленными задачами. Так, недостаточно эффективно ведётся процесс ресоциализации заключённых. Ведь к жизни на свободе их надо готовить ещё в колониях: дать человеку возможность получить профессию и в будущем помочь с трудоустройством. На данный момент — это глобальная проблема. Мы постоянно обсуждаем с Федеральной службой исполнения наказания данную проблему, и тут есть целый плацдарм для проведения такой работы. Я просматривал статистику по заключённым в нашей стране: с 2014 года по 2019 год количество заключенных в местах лишения свободы уменьшилось. За прошедший период 2020 года уменьшилось также количество преступлений, чему, по моему мнению, поспособствовала самоизоляция в связи пандемией коронавируса, т.к. на улицах был больший контроль.
Следующий вопрос: «Не повлечёт снятие ограничений из-за пандемии к повышению роста преступлений?»
В связи с тяжёлой экономической ситуацией в стране и мире, потерей рабочих мест, возможно количество преступлений возрастёт, но незначительно, если только не появится вторая волна пандемии, которая может остановить рост нарушений. Также следует обратить внимание на профилактику правонарушений. На данный момент предлагается закон «О профилактике домашнего насилия». Есть вещи, к моему сожалению, за которыми, если не следить, то они приводят к тяжким преступлениям.
Следующий вопрос: «Как быть с трудоустройством бывших заключённых?»
Увы, сейчас гражданам, отбывавшим наказание, устроиться на работу очень сложно. Я неоднократно выходил с предложением в компетентные органы о том, чтобы работодателям, принимающим на работу бывших заключённых, давать налоговые льготы. Для бизнеса финансовый стимул всегда в приоритете.
вице-президент российского подразделения Международного Комитета Защиты Прав Человека Иван Владимирович Мельников.